При переезде в другой город и покупке квартиры необходимо подготовить множество различных документов. Один из них — акт приёма-передачи квартиры. Он необходим, поскольку фиксирует факт передачи квартиры от одного человека другому. Важно грамотно его составить, особенно в той ситуации, когда передачу жилья осуществляется юридическому лицу.
Общая информация об акте и его функциях
Составление акта приёма-передачи квартиры необходимо, поскольку к этому обязывают статьи 556 и 655 Гражданского кодекса. Так происходит потому, что договор купли-продажи лишь декларирует намерения сторон совершить сделку. И только составление акта приёма-передачи квартиры свидетельствует о том, что она была действительно совершена. При этом подписание акта является дополнительным подтверждением того, что покупатель или арендатор не имеет претензий к другой стороне договора, поскольку знает о состоянии квартиры.
Данный акт является первичным документом бухгалтерского учёта. Именно на его основе бухгалтер одной организации списывает недвижимость с учёта, а другой — принимает на баланс. Поэтому если сделка совершается при участии 1 или 2 юридических лиц, особенно важно сохранить этот документ. Хранить его следует вместе с договором купли-продажи и другими платёжными бумагами. Информацию об акте можно зафиксировать в журнале для регистрации входящих документов, если он используется в вашей организации.
Особенности составления акта
Составление акта имеет целый ряд важных особенностей. Этим необходимо заниматься одному из сотрудников компании-продавца. Доверить эту задачу лучше всего бухгалтеру, делопроизводителю или другому специалисту, который хорошо разбирается в составлении документов.
Состояние квартиры должно описываться в максимально точных подробностях. Необходимо указать состояние электрики, водопровода, вид ремонта и отопления в квартире. При этом все дефекты, обнаруженные при осмотре, также должны быть перечислены.
Не существует какого-то единого формата акта приёма-передачи квартиры. Его можно составить произвольно, используя бланк компании. Заполнять его можно как от руки, так и на компьютере. Однако второй вариант считается более предпочтительным из-за простоты чтения. Форму акта можно составить самостоятельно. Единственное требование — необходимость соблюсти все правила, распространяющиеся на подобные документы.
Акт состоит из трёх частей. Документ должен содержать шапку, основную и заключительную часть. Важно правильно оформить все части, чтобы избежать возможных проблем в будущем. В конце документа участники сделки оставляют свои подписи. При этом нотариальное заверение акта не требуется. После подписание акта необходимо передать покупателю ключи от квартиры и все документы на неё. Покупатель и продавец должны получить по одному экземпляру акта приёма-передачи квартиры и хранить их у себя. После всего этого сделка будет считаться завершенной.